Составление паспорта безопасности объекта

Составление паспорта безопасности

Во время разработки паспорта безопасности (ПБ) для компании необходимо соблюдать этапы, касающиеся сбора первоначальных сведений, их анализа и зачастую выявления некоторых несоответствий с действующими на данный момент нормативами. Организация, обязующаяся разработать ПБ, должна предоставить подготовленные согласно законодательству образцы положений, приказов, инструкций, регламентов, по которым все имеющиеся документы будут приведены в идеальный с точки зрения закона порядок.

Паспорта могут быть подготовлены как для опасных производственных предприятий, торговых точек, автозаправок, мастерских, учебных заведений различных типов (школ, колледжей, училищ, техникумов, лицеев, гимназий), общественных и развлекательных центров, так и для отдельных территорий, подчиняющихся городу, району, области.

Тесное взаимодействие разработчиков и клиентов позволяет достичь максимально правильного и грамотного результата.

Решаемые задачи

Составление паспорта безопасности опасного объекта позволяет выполнить следующие задачи:

·        определить уровень риска для сотрудников предприятия и проживающего недалеко от объекта населения;

·        оценить риски возникновения опасных ситуаций и предполагаемых негативных последствий;

·        рассмотреть возможность происхождения ЧС на соседних объектах с целью предупреждения и разработки действий по ликвидации последствий;

·        разработать мероприятия, позволяющие снизить риски ЧС, и последовательность действий для уменьшения последствий.

Особенности разработки паспорта безопасности

Организацию по составлению ПБ должно взять на себя руководство предприятия. Разрабатывается или дополняется паспорт на начало календарного года. Все проведенные изменения должны быть внесены в имеющиеся варианты.

Паспорт безопасности изготавливается в двух экземплярах, один из которых хранится на объекте, а второй в Главном управлении МЧС РФ местного подчинения.

Разделы ПБ

При разработке паспорта формируются такие разделы:

·        общая характеристика;

·        указание степеней риска в случае опасных ситуаций;

·        описание возможных негативных результатов ЧС, травматизма людей;

·        необходимые мероприятия организационного и технического плана для обеспечения безопасности и готовности к оперативному применению плана ликвидации и локализации аварий.

Обязательными элементами являются подробный план, на котором указываются опасные и попадающие под негативное воздействие участки, и диаграммы с изолиниями, дающими представление о рисках социального характера.

Особенности разработки паспорта безопасности

Необходимость своевременного составления паспортов безопасности (ПБ) для потенциально опасных объектов закреплена законодательно, поэтому обращение в компании, которые компетентны в этой области, не стоит откладывать до предъявления первых – и немалых! – штрафов.

К разрабатываемому ПБ прилагаются такие документы как:

·        план с нанесенными опасными зонами и участками, на которых могут проявиться последствия чрезвычайных ситуаций;

·        диаграммы, изолинии на которых отражают степень рисков социального характера;

·        расчетно-пояснительная документация, в которой подробно обоснованы и численно подтверждены риски для работников и населения, описаны сценарии возможного развития различных ЧС.

Содержание расчетно-пояснительной документации

В закрепленном перечне должны содержаться сведения, касающиеся:

·        описания объекта и кратко о его деятельности;

·        метод оценки рисков с начальными и ограничительными данными;

·        обоснованности применяемой методологии;

·        возможных результатов ЧС не только на самом предприятии, но и на расположенных неподалеку;

·        выводов в случае, если произойдет самый вероятный сбой или самый опасный и масштабный;

·        рекомендаций относительно снижения рисков и предпосылок для возникновения аварийных ситуаций.

Стоимость и срок

На запрашиваемую стоимость по разработке паспорта безопасности объекта влияют наличие опасных веществ, размещение объекта потенциальной опасности по отношению к другим сооружениям, расположение транспортных инфраструктур.

По времени разработка паспорта может занимать примерно 15 дней при условии, что вся исходная информация собрана.

Потенциально возможные риски

Среди данных по степени риска законодательно закреплены в обязательном порядке частота возникновения ЧС на объекте, предполагаемое число погибших и пострадавших среди персонала и населения, возможные нарушения в привычной жизнедеятельности прилегающих территорий с учетом негативных влияний и поражающих факторов, приведение данных по масштабам ущерба в денежном эквиваленте.

Кроме того, приводятся данные о предполагаемом количестве разрушенных зданий, различных построек, хозяйственных объектов или производственных предприятий.

При составлении паспорта безопасности обращение к квалифицированным специалистам или к компаниям, которые достойно зарекомендовали себя в этой сфере деятельности, означает правильный подход и экономию средств. Недешевая процедура в таком случае не потребует переделки и повторных затрат.

Разработка плана эвакуации

Качественную разработку плана эвакуации (ПЭ), который бы соответствовал требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности на объекте, лучше всего доверять опытным компаниям. Составленный план может быть выполнен на пластике, бумаге, ткани, металле в любом необходимом формате, с различными типами покрытия, включая фотолюминисцентный, а также на нескольких (обычно на двух) языках.

Для профессионалов не составит труда выполнить необходимые замеры, отрисовать ПЭ, отобразив в нем все требуемые соответствующими инстанциями элементы.

Назначение

Персонал должен изучить и знать порядок действий во время чрезвычайных ситуаций, связанных с эвакуацией из здания людей, ценностей, документации.

Компоненты плана

На эвакуационном плане должны быть:

·        хорошо видимые и понятные по направлению пути к наиболее приемлемым выходам;

·        порядок выхода и последовательность действий персонала.

Вопрос относительно того, должен ли быть план эвакуации на объекте, имеет однозначный ответ: на каждом предприятии обязательно присутствие схемы с ярко обозначенными и легко различаемыми деталями.

Непосредственно ПЭ состоит из двух частей (графической и текстовой), журнала, в котором будут фиксироваться отработки процедуры эвакуации.

В графическом разделе должны быть вычерченные планы постройки с нанесенными сплошными зелеными линиями со стрелками, указывающими рекомендуемое направление движения, и с пунктирными, показывающими резервные пути продвижения к безопасному выходу. Кроме того, на схемах обязательно обозначаются места расположения телефонов, пожарных кранов, огнетушителей, названия или номера кабинетов, комнат, аудиторий.

В текстовом разделе описываются способы оповещения о возникновении пожаров и других угрожающих жизни людей и целостности сооружения ситуаций. Объясняются способы открывания дверей запасных выходов, выбранное направление движение людей, порядок проверки на наличие оставшегося в здании персонала. Присутствует подробное разъяснение процедуры ликвидации пожара, эвакуации имущества, взаимодействия со спасательными службами.

Проверка действенности плана

Во время проверки устанавливается наличие плана эвакуации, проверяются действия сотрудников по сигналу тревоги и знания своих непосредственных обязанностей в случае проведения эвакуации.

Виды ПЭ

Разработка эвакуационных схем предполагает составление планов не только для производственных зданий. Индивидуальные планы разрабатываются для общежитий, гостиниц, кемпингов, ресторанов, учебных заведений и др.